Люди с незапамятных времен создавали, слушали, пели или танцевали под музыку. Оказывается, этот вид искусства может легко успокоить или усилить наши эмоции. Новое исследование объясняет, что аккордовая музыка действует на мозг и связана с определенными когнитивными процессами, в частности, с обучением.

В последние годы исследователи проявляют все больший интерес к тому, почему слушание музыки приносит пользу. Исследования показали, что люди с болезнью Альцгеймера, которые испытывали беспокойство и другие стрессовые эмоции, справляются с состоянием лучше, когда они слушают музыку, а также во время флирта.

Также определенные типы мелодий могут даже изменить наше восприятие других людей, а радостные песни помогают повысить креативность.

В новом исследовании ученые Университета Макгилла в Монреале, Канада, показали, что музыку можно использовать для активации центра вознаграждения мозга и мотивировать обучение. То есть приятная музыка мотивирует мозг учиться и стремиться к своей награде.

Команда работала с участниками 18-27 лет. Каждый из них должен был выбрать комбинацию, которая имела вероятность слушать приятную или диссонирующую неприятную музыку.

Тем временем исследователи использовали функциональную МРТ для измерения активности мозга, и при помощи алгоритма рассчитали разницу между тем, как часто участники ожидали получить свое вознаграждение, и фактическим получением.

Оказалось, что правильные прогнозы коррелировали с повышенной активностью в области мозга, которое связывали с опытом удовольствия при прослушивании музыки.

Это открытие указывает на то, что музыка сама по себе является реальным вознаграждением и способна дать мозгу достаточную мотивацию для изучения новой информации. Другими словами, она позволила легче получать доступ к источнику удовольствия.

Кроме того, участники, которые находили правильные комбинации и чаще всего делали правильные прогнозы, добились наибольшего прогресса в обучении в ходе всех заданий.

Это исследование добавляет понимание, как абстрактные стимулы (музыка), активируют центры удовольствия нашего мозга, объясняет автор исследования Бенджамин Голд. Результаты показывают, что музыкальные события могут вызвать и формально смоделированные ошибки вознаграждения (например, еда или деньги), но также, что эти сигналы поддерживают обучение. Это означает, что прогностическая обработка может быть гораздо важнее в вознаграждении и удовольствии, чем считалось ранее.